Шапошников А.Е.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БИБЛИОТЕКАХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Социальная интеграция – наличие упорядоченных отношений между индивидуумами, группами, организациями. Под социальной интеграцией инвалидов понимается предоставление им равных со всеми политических и гражданских прав, расширение их общественных функций и связей. Термин "интеграция" предполагает непосредственное участие инвалидов в политической, трудовой, социальной и культурной жизни.
Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, в последнее время неуклонно увеличивается. Если в 1992 г. их число составляло 3,98 млн., то к 2002 г. оно возросло до 10,5 млн. Особую озабоченность вызывает неуклонное увеличение численности детей-инвалидов. В 1992 г. их насчитывалось 268,5 тыс., в 2002 г. – уже 675 тыс.
Проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов, их социокультурной реабилитации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Речь идет и о предоставлении инвалидам равных с другими гражданами возможностей в отношении библиотечного обслуживания, о преодолении барьеров, стоящих между инвалидами и библиотеками.
Социокультурная деятельность библиотек с инвалидами осуществляется в настоящее время как в рамках специализированного (библиотеки для слепых и др.), так и интегрированного библиотечного обслуживания. Интегрированное обслуживание основано на участии широкого круга библиотек в информационном обеспечении инвалидов. Специальные и массовые библиотеки, обслуживающие инвалидов, применяют быстро расширяющийся спектр новых адаптивных технологий, способствующих свободному доступу инвалидов к библиотечно-информационным ресурсам, их социальной интеграции. Так, многие библиотеки для слепых обращаются к электронной почте, подключены к Интернет, ведут электронные каталоги.
Наиболее специфичным является направление, связанное с предоставлением возможности пользоваться Интернет слепому читателю. Компьютеры, находящиеся в массовом производстве, не рассчитаны на то, чтобы ими стали пользоваться инвалиды по зрению. Для тех, у кого сохранился зрительный остаток, возможно использование увеличительных компьютерных программ и аппаратных средств, которые укрупняют изображение (встроенная электронная лупа). Для тотально слепых и слабовидящих, зрение которых не позволяет им работать с компьютером, используются адаптирующие программы, брайлевские (тактильные) дисплеи и синтезаторы речи.
Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС "Реакомп" (г. Москва) проводит компьютерные курсы, слушатели которых получают достаточную теоретическую и практическую подготовку для того, чтобы использовать компьютер в учебной, профессиональной или научной деятельности.
Для обслуживания читателей, имеющих некоторые навыки в использовании компьютерных технологий, в библиотеках для слепых организуются Интернет-классы. Так, Интернет-класс Российской государственной библиотеки для слепых организован в 2001 г. Рабочие места в Интернет-классе обеспечены тифлотехничеекими средствами: брайлевскими дисплеями и программами синтеза речи, что позволяет незрячим пользователям работать в сети Интернет.
Освоение приемов ввода информации с помощью обычной клавиатуры не представляет особых трудностей для незрячего человека. Однако на стадии поиска и вывода результатов серьезные неудобства и препятствия все же возникают. Далеко не все слепые свободно владеют "брайлем", поэтому возможности использования брайлевских (тактильных) дисплеев (к тому же дорогостоящих) довольно ограничены. Что же касается синтезаторов речи (к которым чаще всего и обращаются пользователи), то искусственная речь чрезвычайно бедна по своим выразительным средствам. Только великой жаждой познания можно объяснить тот факт, что слепые готовы воспринимать речь через компьютерные колонки. К тому же наблюдаемая в настоящее время тенденция передачи информации в виде зрительных образов препятствует восприятию слепыми многих материалов, размещенных в Интернет.
Несмотря на указанные выше трудности и неудобства, специально приспособленные компьютерные технологии оказываются инвалидам, особенно тяжелым, даже более нужными, чем здоровым людям. Слепоглухой доктор педагогических наук А.Б. Суворов утверждает, что "брайлевские компьютерные технологии в области научно-технического и литературного творчества делают меня зрячеслышащим, снимая все связанные со слепоглухотой ограничения." Благодаря компьютерным технологиям слепые и слепоглухие люди в принципе оказываются в одинаковых условиях со всеми остальными пользователями, получая возможность доступа в виртуальную библиотеку и открывая для себя новые пути для социальной интеграции.